Выдвинутые против главы Telegram Павла Дурова уголовные обвинения во Франции подорвали надежды компании на проведение прибыльного первичного размещения акций на бирже (IPO). Держатели облигаций компаний из-за событий последних дней уже понесли огромные убытки.
Французские власти выдвинули против Дурова целый ряд предварительных обвинений в связи с нежеланием администрации Telegram оказывать помощь в борьбе с преступностью — одно из них предусматривает лишение свободы на срок до десяти лет. Павел освобождён под залог, но выезжать из Франции ему запрещено. Это настоящая катастрофа для Telegram, штаб-квартира которого номинально числится в Дубае — компания намеревалась расширить бизнес в преддверии возможного выхода на биржу в 2026 году. Дуров планомерно развивал направление монетизации, вводил подписку и рекламу в попытке сделать проект финансово самодостаточным.
По итогам 2023 года доход Telegram составил $342 млн при операционном убытке $108 млн — после уплаты налогов общие убытки платформы достигли $173 млн, пишет Financial Times. В марте глава компании поведал изданию, что рассчитывает на IPO — при этом он отверг предложения возможных инвесторов, исходя из оценки Telegram в $30 млрд. Теперь выход на биржу стал сложной задачей, потому что рекламодатели могут не захотеть иметь дело с платформой, связанной с уголовными делами по тяжким статьям. Останутся разве что криптомошенники и реклама быстрого похудения, пугают эксперты.
Telegram полностью принадлежит Павлу Дурову, но за компанией числится долговое финансирование на $2,4 млрд со сроком погашения в 2026 году. В него входят $1 млрд, привлечённые по облигациям в 2021 году, в том числе от государственных фондов Абу-Даби; а также поступившие в этом году $330 млн. Дуров лично купил облигации Telegram на сумму не менее $64 млн, гласит финансовый отчёт компании за 2023 год. До его ареста в минувшую субботу облигации платформы стоили $0,96 за $1; к настоящему моменту они подешевели до $0,87.
Держатели облигаций Telegram могут конвертировать необеспеченный долг в акции со скидкой к цене на IPO, если листинг состоится до конца марта 2026 года. Финансовые потери Telegram в 2023 году удалось частично компенсировать ростом стоимость находящихся на балансе компании цифровых активов — они в общей сложности оцениваются почти в $400 млн; в 2024 году компания продала связанной с платформой криптовалюты Toncoin на сумму более $244 млн, но после ареста главы компании она подешевела почти на 20 %.
Пока нет ясности, как Дуров будет управлять мессенджером дальше: самостоятельно, или этим займутся его помощники. В компании, по словам гендиректора, числятся около 50 человек, в том числе 30 прошедших строгую проверку инженеров — команда набиралась по результатам состязаний по программированию. Это преимущественно молодые таланты из Восточной Европы, которым предлагается зарплата в $500 тыс. в год, и вскоре после перехода в Telegram некоторые из них публикуют в соцсетях фотографии своих Porsche. Текучка кадров, утверждают инсайдеры, практически отсутствует — работники разделяют ценности компании и верят в её миссию. Все новые функции Telegram выпускаются при непосредственном участии Дурова, и это ставит вопрос, сможет ли платформа существовать без него.
Павел всегда выступал за подход к модерации, основанный на «невмешательстве», во имя свободны слова; на сайте платформы говорится, что данные пользователей никогда не раскрывались третьим лицам.
Источник: 3dnews.ru